Все философы мира с древнейших времен

Таблица самых известных философов мира с древнейших времен. Их взгляды, идеи, школы Краткая информация о лучших философах мира, философских трудах мыслителей
Философы, школыОсновные трудыСходства и различия взглядов, учений и идей
Античная философия. Милетская школа
*Фалес*

(625 – 547гг. до н.э.)
“О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология”
или “Астрономия”.
Работал над открытиями в областях знаний как Астрономия, Геометрия,
Устройство космоса, Физика.

По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом,
которое называется такими именами, как душа и Бог.

Родоначальник философской школы Фалеса.
*Анаксимандр*

(610 – 547гг. до н.э.)
“О природе”Первоначалом называл – апейрон (В переводе с греческого apeiros —
“беспредельный”). Это нечто, не относящееся ни к одной из стихий.
Во-первых, начало не может быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае
все остальные стихии, в конце концов, будут этой стихией поглощены. Поэтому
не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей
и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в основе всех вещей и явлений,
также должно быть бесконечно. В-третьих, всякая вещь есть или начало, или
происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца.
Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении,
значит это начало должно быть вечно и никогда не иссякать.

Выдвинул идею о паритетности материальных состояний.
*Анаксимен*

( 585 – 528гг. до н.э.)
Он, так же как и Фалес, считал, что все полно богов, и что бог есть душа
мира. А что такое душа? Душа — это дыхание. Первоначало.
*Гераклит*

(520 – 460 гг. до н.э.)

*Эфесская школа*
“О природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится,
соответственно, о вселенной, государстве и богословии.
Он враждебно относился к демократической власти. Ничто в мире не
повторяется, все преходяще и одноразово. В этом отношении Гераклит
противостоит пифагорейцам, в мировоззрении которых присутствовала идея
вечного повторения.

Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о
человеке. Вопрос о первоначале. Вопрос о душе.
Философы Пифагорейцы
*Гиппон*

(480/70до н.э.)
Полагал, что в теле человека существует влага, благодаря которой он ощущает
и живет
*Пифагор*

(ок.570 – ок. 500гг. до н.э.)
Фрагменты высказываний у различных античных авторов и последующих философов

Ему приписывают авторство следующих книг: "О воспитании", "О государстве",
"О душе", "О мире", "О природе" и другие
Он, как и Фалес, постиг древние учения восточных мудрецов. Так же создатель
своей философской школы.

Но в отличие от школы Фалеса, Пифагорейская проповедовала, не только
научный, но и религиозно-мистический образ жизни.

Музыка сфер, пифагорейский строй, теорема пифагора
*Алкмеон*

Vв. до н.э.
Автор первого древнегреческого медицинского трактатаПомещал источник познания не в сердце, а в мозг, считая его органом
мышления.
*Филолай*

2я пол. Vв. до н.э.
«О природе»Первым предположил возможность движения Земли, утверждая, что смена дня и
ночи вызвана движением планеты вокруг воображаемого центра Космоса.
Философы Элеаты
*Ксенофан*

580/577 - 485/490 до н.э
«Силл» (Сатир) в 5 книгахОтдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего от чувственных
образов.
*Парменид из Элеи*

540/520 - 450до н.э
“О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”)В “Пути истины” выделяются два положения Парменида. Первое: “То, что есть —
есть, то, чего нет, — нет”. Второе положение гласит: “Мыслить — то же, что
быть”. Все, что вы будете мыслить, будете мыслить только на основе
существующего. Логические аргументы относятся не просто к области разума,
но и к области бытия, что похоже на взгляда Фалеса и Пифагора.
*Зенон из Элеи*

(ок. 490 – ок. 430гг. до н.э.)
«апории» (логические парадоксы), дошедшие не в оригинале. Апории делятся на
две группы. Первая группа — апории против множественности, и вторая —
против движения.

"Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе".
Пытался доказать невозможность движения, пространства и множества.

Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений.

В любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей,
поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или
бесконечно мала. Конечной вещи быть не может. Апория относительно
пространства: если вещь существует, то она существует в пространстве. Это
пространство существует, соответственно, в другом пространстве. Это
пространство, в свою очередь, существует и в третьем пространстве и т.д. до
бесконечности. Но принимать бесконечное количество пространств невозможно.
Поэтому нельзя сказать, что вещь существует в пространстве. Апории против
движения говорят следующее: движение никогда не сможет начаться. Допустим,
телу нужно пройти какой-то путь. Для того, чтобы ему дойти до конца, ему
нужно сначала дойти до половины, а для этого нужно дойти до четверти. Чтобы
дойти до четверти, нужно дойти до восьмой части пути и т.д. Деля все время
до бесконечности, мы получаем, что тело не сможет дойти ни до конца, ни
даже начаться. Ведь за конечное время невозможно пройти бесконечный участок
пути, т.е. участок, состоящий из бесконечного числа точек. Отсюда вывод: не
вовсем следует доверять своим чувствам.
*Меллис*

485 - 425 до н.э.
«О природе, или О сущем»Известен учением о том, что бытие бесконечно во времени (времени не
существует). Первым предположил бесконечность Вселенной.
Философы Атомисты
*Левкипп*

V век до н.э
Выдвинул идею множественности элементов сущего. Считает движение внутренне
присущим атомам.
*Демокрит*

(ок. 460 – 370 гг. до н.э.), 90 лет!
“Большой и малый мирострой”, “Об уме”, “О природе”, “О чувствах”, «О
душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О разнице
форм», «О вкусах»,«О цветах» и много других
Был оппозиционером Элеат, но соглашался с ними в том, что истинно сущее
бытие не может ни возникать, ни исчезать. Чувства не всегда дают правильное
и достоверное знание. Бытие целокупно, оно не делится на части. Небытие
существует. поскольку движение и множественность вещей существуют, то,
следовательно, существует небытие.

Один из основателей атомистики. Составил один из первых древнегреческих
календарей.
Философы Софисты
*Протагор*

(480 – 410 гг. до н.э.)
"Наука спора", "О первоначальном порядке вещей", "О государстве", "О
добродетелях", "О сущем", "Контроверсии", "О богах", "О бытии" и др.
Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности. Был
последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким он представлен
в чувствах человека.

Бытие постоянно изменяется. Изменчивость является главным свойством
материального мира. Постоянно изменяется не только материальный мир, не
только объект познания, но и субъект, т.е. изменяется абсолютно все. Каждая
вещь хранит в себе противоположности. Исходя из этого Протагор доказывает,
что все истинно. Он говорит, что это вытекает из того, что поскольку вещи
изменяются, переходят в свою противоположность и хранят противоположности в
себе, следует, что об одной и той же вещи можно высказать противоположные
суждения — и оба суждения будут истинными. Поэтому истины как таковой,
объективной истины, не существует.
*Горгий*

(483 – 390гг. до н.э.)
"О несуществующем, или о природе", «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда»Крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н.э.

Так же как и Сократ познавал истину, но считал что, каждый человек имеет
свою особую истину.

"вообще ничто не существует", в том числе и сама природа. Бытие не
существует, и даже если предположить бытие существующим, то оно все же не
может быть познано, и даже если признать бытие существующим и познаваемым,
то все же невозможно сообщить о познанном другим людям.
*Гиппий*

около 400г. до н.э.
Составил список победителейОлимпийских игр, имевший огромное значение.Знаток всех математических наук - вычислений и логистики, геометрии,
астрономии, музыки.
*Продик*

465 – ок.395 до н.э.
«Геракл на распутье»Он представил теорию происхождениярелигии. Стал известен как оратор и
учитель.
*Антифонт*

V век до н.э
Относится к натуралистическому течению в софистике. Радикализует антитезу
«природы» и «права» .
*Критий*

460 – 403 до н.э.
Критий не раз упоминается древними, но его сочинения до нас не дошли.Платон вывел его действующим лицом в диалогах «Тимей» и «Критий».
Киренаики
*Аристипп*

435 – 355 до н.э.
Согласно ему, познание основывается на одних только восприятиях, причины
которых, однако, непознаваемы. Восприятия других людей для нас также
недоступны, мы можем основываться только на их высказываниях.
*Гегесий*

320 – 280 до н.э.
«Смерть посредством голодания»Доказывал бедственность жизни и утешительность смерти.
Афинская школа. Платонизм. Перипатетики
*Сократ*

(470 – 399гг. до н.э.)
“Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона. Книги Диогена Лаэртского.Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от
рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека и к собственно
философской теории. Его деятельность открыла новое русло в развитии
античной философии.

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через
свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты
пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.
*Платон*

(427 – 347 гг. до н.э.)
"Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов,
недиалогические "Законы", и 13 авторских писем.
Как и Аристотель делил все доступное сознанию на позноваемое умом и
ощущениями. Бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между
которыми имеются довольно сложные отношения; это — мир идей, вечный и
подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый
мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов — это мир
возникающих и смертных погибаюших вещей, мир временных явлений (а потому он
и «ненастоящий» в сравнении с идеями); наконец, существует Бог, космической
Разум (Ум-Демиург). Идеи, в отличие от чувственных вещей, бестелесны и
умопостигаемы. Если чувственные вещи бренны, преходящи, то идеи постоянны
(в этом смысле вечны) и обладают более истинным существованием. Социальная
справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет
внутри души каждого человека, каждого сословия. В идеальном государстве
управлять должны философы.
*Ксенократ*

396 – 314 до н.э
Единство и двойственность признавал началом всех вещей, душу определял как
самодвижущееся число, много занимался демоническими и божественными
существами, находя их и в стихиях.
*Кратет Афинский*

265 до н.э
Строго придержался платоновых преданий.
*Карнеад*

214 – 129 до н.э
Развивал крайний скепсис и отрицал знание и возможность окончательного
доказательства. Как первый теоретик понятия вероятности.
*Аркесилай*

315 — 240 до н.э
Проповедовал «воздержание от суждения» (epoche); только вероятное, считал
он, находится в пределах достижимого, и его достаточно для жизни.
*Аристотель*

(384 – 322 гг. до н.э.)
("История животных", "Описание государственных устройств", "Политика",
"Органон",

"Метафизика", "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "О
душе", "Поэтика" и "Риторика" и др.
Во многом был похож на Пиррона. Общей целью наук, в том числе философии,
является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы.
Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное —
вторичное»; обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей
есть движение. Бог – это «причина причин», «форма форм».Он не материален,
это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Человек есть
политическое животное. Условиями счастья каждого являются справедливость,
благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и
государство. Монархия, аристократия и полития (республика) — это
«правильные» формы правления — и тирания, олигархия и демократия —
«неправильные».

Душа — это энтелехия тела.
*Эвдем*

(IV век до н.э)
Известен своей обработкой аристотелевской этики. Евдем составил самые
первые сочинения по истории геометрии и истории астрономии.
*Теофраст*

(370 - 285 до н.э)
«История растений», «Причины растений», «Этические характеры», «О
музыке»,«О слоге»
Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и
географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе
выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории
познания).
*Дикеарх*

(360 — 300 до н.э)
«О душе», «Спуск в святилище Трофония», «Жизнеописания», «Жизнь Греции»,
«Триполития».
Его интересы лежали преимущественно в области психологии, истории культуры,
филологии, политической теории и географии. Доказывает шарообразность Земли.
*Аристоксен Тарентский*

(360 до н.э)
Писал о музыке и философии, истории, педагогике — упоминается как автор в
общей сложности ок. 450 книг
Аристоксен оказал огромное влияние на развитие позднейшей античной науки о
музыке. Сознательно отказался от математического истолкования интервалов,
полагая их очевидными для музыканта и ни в каком дополнительном обосновании
не нуждающимися.
*Стратон*

(340 — 268 до н.э)
Считал, что природа — сила, неотделимая отматерии, отрицая Бога и Душу как
самостоятельно действующих агентов. По своим взглядам он был близок к
атеизму. Главной силой в природе Стратон считал тяжесть.Стратон полагал
существование и других сил, к которым он относил, в частности, теплоту и
холод.
*Эпикур*

(341 – 271 гг. до н.э.)

*Эпикуреизм основатель*
"О природе", "Об атомах и пустоте", "Об образе жизни".Эпикур целью философии считал указать путь человеку к счастью. Чтобы
узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл
каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был
сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум
полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они
ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся
ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях
могут быть ошибочными.

Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать
страданий, получать наслаждение.
Философы Стоики. Стоицизм
*Зенон Китийский*

(ок. 334 — ок. 262 до н.э.)

*основоположник стоической школы*
Учение 3енона характеризуется в основном вниманием к обоснованию внутренней
независимости личности. Этика строится на основе учения о природе (физика).
Согласно Зенону, миром управляет некая сила — фатум, однако сам мир есть
живое целое, пронизанное пневмой — космическим дыханием. В человеческом
поведении первичным является движение души, определяющее причины отдельных
человеческих действий. Зенон вслед за Гераклитом основой сущего
провозглашает огонь, который он отождествляет с Логосом. В учении об
обществе развивал космополитическое воззрение.
*Клеанф*

(III век до н.э)
«Гимн к Зевсу»Клеанф известен главным образом тем, что обвинил в безбожии и потребовал
изгнания автора гелиоцентрической системы Аристарха Самосского за то, что
тот «сдвинул с места Очаг Вселенной», под которым Клеанф подразумевал,
очевидно, Землю.
*Хрисипп*

(278 - 205 до н.э)
Хрисипп написал огромное количество сочинений (705 книг)Создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В
этике Хрисипп утверждал единство души и, в отличие от Зенона Китийского,
видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.
*Панетий*

(180 — 110 до н.э)
«О надлежащем»,«О промысле»,«О школах»,«О Сократе», «О благодушии»,
«Послание к Туберону».
Первый крупный реформатор стоицизма, существенно изменивший некоторые
положения школьной доктрины, источником обогащения которой он считал
Платонизм. Философские интересы Панетия — по преимуществу психологические и
этические.
*Посидоний*

(139/135 год до н.э.)
«О критерии», «Об общих основах исследования против Гермагора», «Против
Зенона Сидонского», «Физика», «О мире», «О богах» и т.д.
Известен своей попыткой определить размеры земного шара. Посидоний различал
логические (рациональные) и алогические способности души.
*Сенека*

(ок. 4в. н.э. – 65г. н.э.)
"Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях", "О
блаженной жизни", "О скоротечности жизни".
Похож в воззрениях на Аристотеля, изучая похожие области бытия. Философия
состоит из логики, физики и этики,все наши познания происходят посредством
органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому
папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание.
На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те,
которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и
возможно истинное познание.
*Эпиктет*

(50 — 138)
Выдержки из его учения, известные под названиями «Беседы» и «Руководство»Проповедовал идеи стоицизма :Основная задача философии— научить различать
то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся
вне нас, телесное, внешний мир.
*Марк Аврелий*

(121 — 180)
«Рассуждения о самом себе»В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание
человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является
благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность— владычица
(правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей
совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим
создают идейную общность, преодолевающую все ограничения.
Оцените статью
Мир в таблицах
Добавить комментарий